deniz_kizi (deniz_kizi) wrote,
deniz_kizi
deniz_kizi

Хохловка

Чтоб завершить рассказ про выходные, расскажу про поездку в архитектурно-этнографический музей Хохловка в Пермском крае, всего в 40 км от г. Пермь.
Хохловка - музей деревянного зодчества под открытым небом, как и тот, что в Нижней Синячихе (Алопаевского района Свердловской области, о нем я рассказывала ранее), объединяет 23 памятника, в основном коми-пермяцкие.
Хохловка (ударение на первый слог, ХОхловка) расположена на берегу Камского водохранилища, в удивительно красивом месте. Очень захотелось приехать летом, прогуляться по территории музея, а потом искупаться. Но и зимой было очень красиво. Судите сами!

У нас была совершенно индивидуальная экскурсия, вот плюсы зимней поездки! Если ехать летом, то желательно заранее бронировать время посещения.
Наш маршрут:


1. Усадьба коми-пермяцкого крестьянина, средина 19 века. Район: Северо-Западное прикамье.

Усадьба представляет собой комплекс "дом-двор", поперечной Г-образной связи с хозяйственными постройками. Дом состоит из двух изб, связанных сенями, слева - зимняя изба с печью, справа - клеть, летняя изба.

Люлька-зыбка.

Посмотрите внимательнее, знаете, что это?

Это коровий рог, с отрезанным концом.
Чтобы изготовить рожок, отец брал свежесрезанный рог, выколачивал из него содержимое и делал на конце желобок или утолщение для натягивания "титьки" - соска коровьего вымени, предварительно вымоченного в соленой воде.
Рожок этот очень гибкий, то есть его можно сжимать, как и современные детские бутылочки.
В рог набивали кашицу и прикармливали ребенка, бутылочек ведь не было, а те, что были (в 19 веке), были слишком дороги, чтоб семья могла их себе позволить.


В плане все избы коми были квадратные.

Главное место в избе занимала глинобитная печь. Если мысленно разделить квадрат избы на 4 части, то вход будет находится в нижнем левом квадрате, а в нижнем правом будет печь. Пространство перед печью (верхний правый квадрат) - бабий кут, кухня. Чаще этот угол отгораживался заборкой или шторой.

Мужчины не заходили на эту сторону избы.
Здесь мы видим предметы кухни - чугунки, горшки, ухваты, запас лучин.

Оплетенным стоит керамический горшок. Керамика стоила дорого, и чтоб не разбить, защитить от ударов, падения, горшки оплетали:



Возвращаясь к устройству избы, верхний левый квадрат называется передним углом, в котором всегда находилась маленькая полочка с иконой - божница, а также стоял обеденный стол.

Лавка от входа к переднему (красному) углу - мужская, от красного угла к кухне - женская (на женской лавке лежит шитье).
Спали на печи (старики) и у печи (муж с женой), а также на палатях (дети).

Ели из одной общей тарелки. Утица (ударение на У) - это солонка. Чем больше утица, тем более зажиточной, богатой была семья.

Интерьер в клети:
Все ткани в доме были домоткаными.

В сенях и во дворе (слева направо) - сани; дуга для упряжи, серп и коса; ловушки (запоры) для ловли рыбы, ступа.

Во дворе, отдельным строением, расположена баня. Топили ее по-черному. Баня не оригинальная, по макету, экскурсовод говорит, что кладку выполнили неверно.

В баню ведет малюсенькая дверка, высота - не более метра - сберегали тепло.


Следующий дом - Усадьба Бояндиных-Боталовых, копия оригинала. Период - конец 19 - начало 20вв, район - Северо-Западное Прикамье. Оригинал дома до сих пор находится в д. Дмитриево Юсьвинского района.
Это усадьба - зажиточного крестьянина, тогда как предыдущая - усадьба середнячка. Двухэтажная жилая часть - особенность этой усадьбы.
На первом этаже - теплая изба с русской печкой, клеть для хранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская. На втором этаже - горница с голландской печью, кухня, клеть.

Заглянем в лавку, что там дают?



На втором этаже в клети снова типичное расположение -  видим красный угол с божницей, там же стол, с домотканной скатертью. Дом зажиточный, мы понимаем это по наличию зеркала.

Справа от стола -  бабий кут, кухня.

В горнице - выставка домотканых льняных нарядов.
У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). (источник)

3. Усадьба русского крестьянина. Северное Прикамье, начало 20 века.
Традиционное трехкамерное жилище изба-сени-изба. К избе примыкает крытый хозяйственный двор, в нижней части которого - хлева, в верхней - сеновал (поветь). Удобно, не нужно чистить дорожки к хоз.постройкам, да и снова - сохранение тепла. Обе избы - жилые. В правой избе жил сын, и ему на свадьбу был сделан подарок - спальное место украшено домовой росписью.



Спальное место - палати

Колыбель - люлька представляла собой дощатый четырехугольный ящик, иногда несколько расширенный к изголовью, подвешенный на березовом шесте к матице. Она обязательно занавешивалась легкой (домотканой) тканью для защиты ребенка от посторонних взглядов и света. Колыбель первенца, если ребенок благополучно переступал детский возраст, старались сохранять и передавали по наследству (поэтому люльки и дошли до наших дней).


И еще домовая роспись. Её могли позволить лишь состоятельные крестьяне.


Выставка прялок:

Картинки на стенах:

В сенях экспозиция охотника. Камусные лыжи, подбиты шкурой лосей, они не давали скатиться с горы слишком быстро, а также помогали взбираться в гору (не скользили). Высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.



Экспозиция уголок рыбака. "запор" для рыбы, сети, а еще на стене - острога, но ее не видно :)

В повети хранятся сани-нарты.




4. Церковь преображения, 1702 год. Северное Прикамье, перевезена из селя Янидор.
Это древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются на одной линии ("кораблем") и подняты на высокий подклет. Крыши у церкви - самцовые, безгвоздевые.

Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле - "крещатая бочка" с главкой. (Видите, 2 "бочки" врезаны друг в друга под прямым углом? Это один из последних (последний?)  храмов, сохранившихся именно с такой крышей).

Главки покрыты осиновым лемехом.

Церковь сохранилась благодаря тому, что при советской власти в ней хранили зерно.
Сейчас внутренний интерьер не восстановлен, внутри ничего нет, кроме скамеек в трапезной.

5. Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского оборонного деревянного зодчества. (Но в Нижней Синячихе также присутствует в экспозиции). Это копия Сторожевой башни с.Торговище, Суксунского района. Со второй половины 17 века она была центральной, проезжей башней Торговищенского острога -через нее попадали внутрь крепости. А крепость была окружена частоколом, сейчас - частично, для демонстрации.

Башня сгорела в 1899г, но была восстановлена крестьянами своими силами в 1905г. Соответственно, копия башни снята с восстановленного строения, оригинальное было чуть другим, выше.
Башня двухярусная, нижняя часть строения - четырехугольная, верхняя - восьмиугольная. Через бойницы велся обстрел на дальние расстояния, для ближнего боя имелся "облам" - выступ на "четверике", он каким-то образом сдвигался, и на врага падали камни и кипящее масло.




Углубляясь в лес, замечаю много шишек, не могу пройти мимо. А еще в лесу мы слышали необычное пение птицы, даже представить не могу, что за птица так странно и громко поет.



6. Ветряная мельница. И она есть в Нижней синячихе, но там мы до нее даже не дошли, и точно не узнали того, что здесь.
Оказывается (да, я не знала), крыша мельницы - подвижная, ведь ветер меняет свое направление, так вот чтоб эффективнее мельница работала и ее лопасти использовали энергию ветра, крышу вращали вокруг основания с помощью рычага (воротила), что вы видите на фото.


Летом дверь на мельницу открыта, можно посмотреть, как она устроена внутри.
Лично мне вспоминается сказка про Крабата, читали? ("Крабат, или Легенды старой Мельницы", Отфрид Пройслер. Хорошая сказка, о дружбе, любви и колдовстве, но лично мне сейчас там не хватает деталей, ее нужно читать только для сюжета). Фильм я не смотрела, есть 1977 года - Чехословацкий, и 2008 - немецкий (ссылка на Кинопоиск)

Наконец мы пришли к солепромышленному комплексу, но предлагаю всё же сделать передышку, уж очень большой пост получается. А в следующей части расскажу о солеварнях, и о том, почему "пермяк - солёные уши", и еще покажу немного строений  - охотничье становье и пожарная каланча.


Tags: Зима, Пермский край, музеи
Subscribe

  • Порту и его мосты

    Порту расположен не на океане, а на реке Дору, которая впадает в океан. Город на противоположной стороне — уже не Порту, а Вила-Нова-ди-Гайа, и…

  • Ритм города Порту

    Мне кажется, что Порту — город строгой геометрии, и даже вписанный в изгибы реки, в нем чувствуется вот этот стройный ритм прямых и углов. Мне…

  • Жители Порту- чайки

    Чайки в Порту очень упитанные. А еще любят фотографироваться. А однажды видела, как чайка очень прицельно пометила кучку туристов, слушающих гида.…

promo deniz_kizi april 15, 2016 11:58 22
Buy for 20 tokens
Вот и добрались до дегустации! Обещаю рассказать, как правильно пить портвейн :) Как я уже говорила, все винные погреба сейчас сосредоточены не в Порту, а в Вила-Нова-Ди-Гойа, на другом берегу реки Дору. Компаний, занимающихся изготовлением портвейна, здесь достаточно много, и практически…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Порту и его мосты

    Порту расположен не на океане, а на реке Дору, которая впадает в океан. Город на противоположной стороне — уже не Порту, а Вила-Нова-ди-Гайа, и…

  • Ритм города Порту

    Мне кажется, что Порту — город строгой геометрии, и даже вписанный в изгибы реки, в нем чувствуется вот этот стройный ритм прямых и углов. Мне…

  • Жители Порту- чайки

    Чайки в Порту очень упитанные. А еще любят фотографироваться. А однажды видела, как чайка очень прицельно пометила кучку туристов, слушающих гида.…