deniz_kizi (deniz_kizi) wrote,
deniz_kizi
deniz_kizi

Categories:

Прогулки по Альгамбре

Продолжу рассказ об Альгамбре.
В прошлом рассказе была музыкальная часть (и слайд-шоу), сейчас - литературная.
Кто расскажет об Альгамбре лучше того, кому посчастливилось там пожить?

Уже в конце декабря я взялась за чтение книги "Альгамбра" Вашингтона Ирвинга, американского писателя, посетившего эти места в 1828 году, более того, жил он в самой Альгамбре, воспользовавшись гостеприимством коменданта крепости. Ирвинг вел дневник, и записывал заметки, эссе, а по возвращению на родину издал сборник - это  и его впечатления, дневниковые записи о трехмесячном проживании в крепости, и собранные легенды, и пересказ истории о владыках Альгамбры - не как хрестоматийный учебник, не в порядке хронологии, но интересные подробности о некоторых из них. Ирвинг рассказывает неторопливо и изящно. Одна из легенд - "Легенда об арабском звездочете" была взята А.С. Пушкиным в качестве источника "Сказки о золотом петушке", изданной в 1834г.

Я возьму ирвинговские описания покоев (текст, выделенный синим цветом) и проиллюстрирую своими фотографии.
Главный вход перемыкает громадная подковообразная арабская арка в полвысоты, башни. На замковом камне этой арки высечена исполинская рука.

Замковый камень над порталом украшен парным изображением огромного ключа. Завзятые знатоки магометанских символов утверждают, что рука эта – религиозная эмблема: пять пальцев обозначают пять основных заповедей ислама – воздержание, паломничество, милостыня, омовение и война с неверными. Ключ же, по их словам, знаменует веру или власть: ключ Дауда (Давида), врученный пророку. «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» (Исайя, 22, 22). Ключ, говорят далее, был вознесен против христианского креста на знаменах мусульман – покорителей Испании в знак победной мощи наследников пророка. «Имеющийключ Давидов, который отворяет – никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Опер., 3, 7).
1.

По-иному, однако, объяснил эти изображения законный отпрыск Альгамбры – более в духе простолюдинов, которые видят во всем мавританском тайну и волшебство, и с этой древней мусульманской крепостью у них связаны самые разные поверья. По словам Матео, здесь искони бытует предание, слышанное им от деда и отца, что рука и ключ – колдовские знаки судеб Альгамбры. Воздвигший ее мавританский царь был великим чародеем, а иные говорят, что попросту продался дьяволу; и он наложил на крепость магическое заклятие. Потому она и выстояла ураганы и землетрясения, хотя от многих мавританских построек почти что и следа не осталось. Преданье гласит, что заклятие не утратит силы, доколе рука с наружной арки не протянется под свод за ключом – и тогда все башни и стены рассыплются в прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основаньями твердыни.
(К сожалению, мы заходили не через главный вход, но изображение руки я увидела)

2. Мы перешли порог


3. и были враз, точно по мановению волшебной палочки, перенесены в иные времена и в иное царство: мы попали в Аравию. Редкий контраст – между невзрачной наружностью дворца и сценой, нам открывшейся.

4. Мы оказались в просторном патио, или дворике, сто пятьдесят футов в длину и примерно восемьдесят в ширину, вымощенном белым мрамором, с легкой колоннадой по концам, и с одной стороны над нею была изящная узорчатая галерея. На лепнине карнизов и всюду по стенам – щиты и надписи: выпуклая арабская или куфическая вязь, благочестивые девизы мусульманских государей, строителей Альгамбры, или хвалы их благородству и щедрости.


Львиный дворик.
5. Мавританский сводчатый проход

6. вывел нас ... в знаменитый Львиный Дворик.

7. Эта часть строения полнее всего напоминает о его былой красе, ибо наименее пострадала от времени. В центре двора – воспетый и прославленный фонтан. Алебастровые водостоки по-прежнему точат бриллиантовые капли; двенадцать львов, которые их поддерживают и дают имя двору, источают хрустальные струи, как во времена Боабдила.(
Прим. - последнего эмира Гранады)

8. (По периметру Львиного дворика расположены 124 колонны.)

9.


Об архитектуре
10. Архитектура, как и вообще внутри дворца, скорее изысканная, нежели великолепная: она свидетельствует об утонченном вкусе и расположении к праздным утехам.

Глядя на грациозные колоннады и по видимости хрупкие настенные узоры, трудно поверить, что над ними промчались столетия, что они претерпели землетрясенья и войны, что их пощадили неспешные и тем более пагубные старанья расхитителей-путешественников: почти что и нечего дивиться народному преданию про хранительное заклятье.

Особая прелесть этого древнего дремотного дворца – в его способности вызывать смутные видения и картины прошлого, облекая нагую действительность чарами памяти и воображения. Мне в радость эти «тщетные тени», и я люблю блуждать по тем уголкам Альгамбры, которые особенно благоприятны для таких фантасмагорий, – по Львиному Дворику и прилегающим чертогам. Здесь рука времени была милостива, и мавританская пышность и изящество сохраняют едва ли не первозданную прелесть. Землетрясения надломили основания дворца и расшатали самые мощные башни, а вот поди ж ты! Все стройные колонны на своих местах, ни один свод легкой и хрупкой аркады не сместился, и вся волшебная отделка, по видимости такая же ненадежная, как утренние морозные разводы на стекле, уцелела сквозь века и свежа так, словно ее только что завершил мавританский строитель.
11.

12.


13. Неопытному глазу легкие рельефы и причудливые арабески, украшающие стены Альгамбры, кажутся вырезными,

14. плодом неспешного и кропотливого труда, и равно поражает их неистощимое разнообразие и гармоническое единообразие,

15. особенно своды и купола,

16.то ли сотовидные, то ли разрисованные изморозью,

17. сталактиты и висячие орнаменты, ошеломляющие наблюдателя затейливостью узора.

18. Удивление проходит, однако, когда обнаруживаешь, что все это – лепнина: алебастровые плиты, отлитые в изложнице и искусно пригнанные в узоры всякой меры и вида. (мое примечание - нет, удивление все равно не проходит!) Этот способ облеплять стены арабесками и оштукатуривать своды наподобие пещер был изобретен в Дамаске и весьма усовершенствован марокканскими арабами, которым сарацинское зодчество обязано многими своими изысками и причудами. Весь этот сказочный ажур был нанесен хитроумно и просто.

Голые стены расчертили в клетку, как делают художники-копиисты, затем – пересекающимися кругами. По этой канве отделочники работали быстро и споро, а пересечения прямых и косых линий образовали бесконечно прихотливые и вместе единообразные узоры.
Золотили щедро, особенно купола; зазоры тушевали ярким колером: скажем, киноварью и ляпис-лазурью, тертыми на яичном белке. ...Египтяне, греки и арабы в ранней своей архитектуре использовали лишь первичные цвета; они и преобладают в Альгамбре, независимо от того, был ли зодчий с Востока или из Африки. Примечательно, что краски не утратили яркости за несколько столетий.
19. Снизу стены покоев на несколько футов выложены глазурными плитами, пригнанными в узор, подобно алебастровым.

20. Иные из них изукрашены гербами мусульманских владык, с поперечной лентой и девизом. Эти глазурные плитки («асулехос» по-испански, «аз-зулай» по-арабски) – восточного происхождения: они обеспечивают прохладу и чистоту и не дают разводиться паразитам.

21. Такие их свойства весьма ценны в жарком климате, поэтому ими устланы залы и фонтанные бассейны, инкрустированы купальни и покрыты стены. ...Обычно их красят в синий и голубой цвет.



Чертог Двух Сестер - Высокий и ажурный, изысканно отделанный, мощенный белым мрамором... Некоторые думают, что имя это вполне прозаическое и относится к двум огромным алебастровым плитам, лежащим бок о бок и образующим большую часть пола; это мнение горячо поддержал Матео Хименес. Другие, однако ж, полагают, что в названии есть особый поэтический смысл, что в нем намек на мавританских прелестниц, некогда обитавших в этом чертоге – части царского гарема. К моему удовольствию, мнение это разделяла и наша маленькая быстроглазая проводница Долорес, которая указала на верхнюю галерею над портиком: как она слышала, галерея вела в женские покои.
22.


– Сами видите, сеньор, – сказала она, – там всюду все зарешечено, как в монастырской часовне хоры для монахинь; ведь мавританские цари, – возмущенно добавила она, – держали жен взаперти, словно монашек.
И правда, частые «жалюзи» сохранены поныне; сквозь них незримые черноокие гаремные прелестницы глядели на самбру и другие танцы и развлечения в нижнем зале.
По обе стороны зала – ниши и альковы с диванами и оттоманками, на которых изнеженные властители Альгамбры вкушали дремотную лень, столь любезную азиатам. Сквозь купол льется мягкий свет и проникает воздух; с одной стороны слышен освежительный звук фонтана из Львиного Дворика, с другой – переплески бассейна в Саду Линдарахи.

23.

24. Четыре столетья уж нет прекрасной Линдарахи, но как сохранилась хрупкая красота, ее окружавшая! Цветет сад, былая услада ее очей, струи фонтана тревожат кристальное водяное зеркало, когда-то отражавшее быть может, ее красы; правда, алебастр уже не той белизны, а бассейн зарос, обмелел и сделался приютом ящериц, но даже и самые следы времени увеличивали интерес сцены, свидетельствуя о бренности, неотвратимой судьбе человека и всех его трудов.

25.(Вид из сада Линдарахи)


Посольский Чертог
Я вошел в прославленный Посольский Чертог, приемную мусульманских государей. Говорят, в нем тридцать семь футов вдоль и поперек, а высотой он шестьдесят футов, занимает всю внутренность башни Комарес и хранит следы былого великолепия. Стены красиво отделаны и изукрашены с мавританской прихотливостью, таков же был раньше и возвышенный свод в морозных узорах с висячими сталактитными орнаментами; в красках и позолоте это, надо полагать, было просто великолепно. К несчастью, он осел при землетрясении и обрушил громадную поперечную арку. Его заменили нынешним сводом или куполом, лиственничным, не то кедровым, в пересеченьях балок; любопытно сделано и пышно раскрашено; восточный колорит сохранился и напоминает какой-то из тех «багряных кедровых сводов, о которых мы читаем у библейских пророков и в книгах „Тысячи и одной ночи“ .
Свод высоко вознесен над окнами, и поэтому верхняя часть зала – в полумгле, однако сумрак это великолепный и торжественный, просвеченный пышной позолотой и яркой мавританской раскраской.

26.

27.

28.


В Чертоге Абенсеррахов:
Здесь все будто призвано внушать нежные и добрые чувства, ибо все здесь утонченно и прекрасно. Даже и самый свет мягко проникает сверху, сквозь ажурный купол, расцвеченный и изукрашенный как бы руками чародея.
29.


30.


Конечно, я бы рекомендовала всем, кто был в Гранаде, и особенно тем, кто туда собирается, прочесть легенды Ирвинга. Они настроят на нужный лад новичков, или всколыхнут сотни воспоминаний.

Далее я покажу еще несколько фотографий Альгамбры, из мест, покоривших меня.
31. Миртовый дворик, 42 метра в длину и 22 в ширину.

32.

33.Он же, с другой стороны бассейна:

34.


35.Дамская башня. Она носила различные названия, в зависимости от имени её обитателя, пока в конце XVIII веке за ней не закрепилось нынешнее название. В самом начале здание называли "Парталь", то есть портик, образованный пятью арками, которые отражаются в воде прямоугольного пруда, расположенном между ними.

36.

37. Внешние стены:


38.


Ирвинг завершает книгу такими словами, которыми и я завершу этот пост, а в следующих мы еще продолжим прогулку по садам Хенералифе и по Гранаде.
Заходящее солнце, как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес, где я провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Бегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарованье.
– Пойду поскорее прочь, – подумал я, – покуда солнце не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.


Фото из слайда доступны на Яндекс.Фотках.
Tags: Грады и ЗАмки, Гранада, Испания
Subscribe

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • 23 апреля

    Пришло мне на почту необычное поздравление с днем Св. Георгия. Оказывается, в Барселоне он празднуется крайне интересно: Это день цветов и книг.…

  • Алькасар в Севилье

    Итак, после прогулки по Севилье ( тут) мы в Севильском Альк асаре. Прежде я всегда ставила ударение на последнюю "а", но это не верно,…

  • Севилья - город не только для любителей истории, но и..

    Из Кордобы мы приехали в Севилью, вечер был свободен, и провела я его так хорошо за долгими и приятными разговорами, что Видели ночь,

promo deniz_kizi april 15, 2016 11:58 22
Buy for 20 tokens
Вот и добрались до дегустации! Обещаю рассказать, как правильно пить портвейн :) Как я уже говорила, все винные погреба сейчас сосредоточены не в Порту, а в Вила-Нова-Ди-Гойа, на другом берегу реки Дору. Компаний, занимающихся изготовлением портвейна, здесь достаточно много, и практически…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • 23 апреля

    Пришло мне на почту необычное поздравление с днем Св. Георгия. Оказывается, в Барселоне он празднуется крайне интересно: Это день цветов и книг.…

  • Алькасар в Севилье

    Итак, после прогулки по Севилье ( тут) мы в Севильском Альк асаре. Прежде я всегда ставила ударение на последнюю "а", но это не верно,…

  • Севилья - город не только для любителей истории, но и..

    Из Кордобы мы приехали в Севилью, вечер был свободен, и провела я его так хорошо за долгими и приятными разговорами, что Видели ночь,