deniz_kizi (deniz_kizi) wrote,
deniz_kizi
deniz_kizi

Categories:

Музей Эрнста Неизвестного

С Ириной в конце марта мы сходили в музей Эрнста Неизвестного, и она написала отзыв об этом походе а я поленилась - нет. Уже когда мы уходили, музейные тётеньки рассказали нам, что 9-го апреля у Эрнста Иосифовича - юбилей, 90 лет. Поэтому я решила репостнуть Иринин рассказ, а от себя добавить несколько слов.

Узнала я о Неизвестном еще в школе, готовя доклад о Хрущеве. Помню неприятие Хрущевым творчества скульптора, и то, что в итоге именно Неизвестный создал надгробный памятник Никите Сергеевичу.
Но в целом, за небольшими исключениями, знала я о нем достаточно мало, и вот пришла пора восполнить знания.

Оригинал взят у tortuga11 в Музей Эрнста Неизвестного
          автопортрет.jpg

В качестве эпиграфа приведу, легшие мне на душу своей поэтикой, строчки из повести Неизвестного «Лик-Лицо-Личина»: "Нас трое — некто, я и все. Я родился в Египте. Это я открыл Северный полюс. Я плохо помню, как строил пирамиды Мексики и Египта, хотя сухой и горячий песок пустыни до сих пор несмываем на моих губах. Вырубленный мной для Александра Македонского, который тоже я, Пергамский фриз свеж в моей памяти. Пронзительно белел мрамор, из которого властно и упруго, как дельфины из моря, вырывалась напряженная плоть скульптур. Напряженная моим духом. Она взрывала упрямый камень. Множество рабов, исполнявших мою волю, казались нелепыми и чуть живыми среди яростных и нестерпимо белых титанов. Рабские влажные мослы и ребра, тонкие сухожилия и мышцы, черневшие под ультрамариновым, светящимся небом, казались вялыми. Боги специально недовылепили человека, чтобы я, я в мраморе мог довершить".

Повесть можно прочесть здесь.


В минувшую субботу мы с deniz_kizi совершили культурную вылазку в музей Эрнста Неизвестного. Эрнст Иосифович родился в Свердловске в 1925 году. Сейчас он живет и работает в США. А начиналось все в Москве, на проспекте Мира 41, строение 4, где у него была студия. Обрел эту студию Неизвестный после того, как прошел войну, был похоронен (его матери по ошибке пришли две похоронки), поработал в Свердловске учителем черчения и отучился в рижской Академии художеств. Потом был Московский художественный институт им. В. И. Сурикова и философский факультет МГУ.

В московской студии Неизвестный выработал свой характерный стиль, который не понимал и не принимал его современник Никита Хрущев. Никита настолько поразил Неизвестного своим плебейством и упертостью, а его свита — подхалимством, что скульптор решил выставляться за границей. Позже, в семидесятые, в результате интриг в советском правительстве и дружбы против, Неизвестный остался в Европе на ПМЖ, а после перебрался в Нью-Йорк.

Его первый музей был открыт в 1986 году в Уттесборге (Швеция), он входит в состав Галереи Астли и назван «Древо жизни», в честь самой главной работы Неизвестно. Я посмотрела документальный фильм 1989 года «В ответе ль зрячий за слепца», где Эрнст говорит, что может быть в Свердловске, где он родился, появится музей после его смерти. Музей в переименованном в Екатеринбург Свердловске появился в 2013 году. Эрнст Иосифович, слава Богу, еще здравствует. Более того, 9 апреля он отметит 90 летний юбилей, а музею в тот же день исполнится два годика.



Здание музея расположилось на одной из первых улиц Екатеринбурга, Госпитальной, которая сейчас называется улицей Добролюбова. Этот двухэтажный особняк, построенный в середине XIX века, принадлежал мещанке Ульяне Петелиной.

Здание музея Collage.jpg

Коллекция небольшая, поэтому подкреплена медиа средствами: интерактивными экранами и документальным фильмом про скульптора. Экспозиция начинается с зала, где представлена скульптура кентавра, это излюбленный образ Неизвестного. Кентавр Неизвестного - это мифическое существо, получеловек-полуконь-полумашина. Он, представляющий сплав прошлого, настоящего и будущего, являет собой пластическую метафору и символ современной цивилизации. По Неизвестному, народы  Востока и Запада теперь  живут в «цивилизации кентавров». Кентавр заставляет  вспомнить античность и царство мифа и архетипа.

музей Эрика, кентавр.jpg

"Кентавр с цветком в груди" - награда народной премии «Светлое прошлое», учрежденной в Челябинске. Я воспользовалась вперемешку фотками из сети и фотографиями deniz_kizi.

                      кентавр с цветком в груди.jpg

"Рука творца" - это что-то вроде экслибриса Неизвестного. Рука созидающая и разрушающая.

                     
рука творца 2.jpg

                     "Атомный век" (Хиросима)

                   
Атомный век (Хиросима).JPG

                               "Мальчик-птица"

                           
мальчик-птица.jpg

Знаменитая статуэтка "Орфей", которую вручают на премии "Тэфи". В декабре 1962 года после разгрома художественной выставки в Манеже, посвящeнной 30-летию МОСХ, Неизвестный возвращался домой по вечерней Москве, не видя ни дороги, ни людей. Ярость переполняла его. В ушах стоял крик Хрущeва: "Дерьмо собачье! Осел хвостом мажет лучше!". Он рывком открыл дверь в мастерскую. Руки сами потянулись к глине. И уже буквально через час появилась фигура человека на коленях, с запрокинутой головой. Рука его разрывала грудную клетку, символизируя последнюю грань страдания. Последнюю черту, ступив за которую человек готов уйти из жизни. "Ну, уж нет! – подумал он. - Такой радости я вам не доставлю!". Скульптура, которую он создал в тот вечер – Орфей.
В 1995 году "Орфей" был отлит в бронзе.

                                                 
орфей 2.jpg

Вот, что рассказал Неизвестный о скульптуре "Сердце Христа": "Скажу сразу, что, долгое время прожив в кругу католиков или других западных конфессий, я остался православным христианином. С покупкой Ватиканом «Креста» (еще он называется «Сердце Христа») произошла следующая история. Когда в 1982 году я завершал работу над памятником Хрущеву, польские католики попросили меня сделать распятие для кардинала Войтылы. Я сделал довольно реалистическую скульптуру, одной из составляющих которой было символическое изображение сердца. Но тогда мне не дали закончить и передать эту работу. В итоге проект отложился до той поры, когда кардинал стал Папой Иоанном Павлом II".
Это копия, подаренного понтифику креста.


                                         
сердце Христа.jpg

"Рука ада" - статуэтка, созданная в 70-е годы, являет собой иллюстрацию к главе "Ад" "Божественной комедии" Данте.
Вгляделась в нее, и она мне даже понравилась :)

                                           
рука ада 2.jpg

Если скульптура Эрнста Неизвестного стала достоянием миллионов, то его графику видели немногие. Объясняется этот парадокс тем, что рисунки, как и живописные полотна Неизвестного, активно скупались и вывозились на Запад коллекционерами. Российские музеи в силу опалы автора боялись или не считали нужным их покупать. А между тем Эрнст — замечательный рисовальщик. Он называет свои рисунки «тенью замысла» и, вслед за великим Микеланджело, — концентрацией ума, воли и сердца. Его фантазия неисчерпаема: например, к моменту отъезда из СССР у него было около 10 000 графических замыслов.

                                    графика.jpg

               
графика.jpg

Гипсовое "Распятие" и маска "Европа-Азия" - это элементы монумента "Маска скорби" в Магадане.
В 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное произведение для Магадана "Маска скорби" – «Мемориал жертвам ГУЛАГА», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена у подножия сопки Крутая, где находилась знаменитая "транзитка" (отсюда отправлялись этапы заключенных на Колыму).

                                гипсовое распятие.jpg

                   
Маска скорби Collage.jpg

                   
маска скорби Магадан.jpg

Среди других монументальных работ Эрнста Неизвестного хочется отметить работу всей его жизни - "Древо жизни" и "Цветок лотоса".

Замысел создать композицию "Древо жизни" (которое, кстати, существует во всех мифологиях), символизирующую торжество жизни и человеческого духа, появился у скульптора около полувека назад. С тех пор произведение много раз видоизменялось, однако крона дерева всегда напоминала форму человеческого сердца. Под ветвями гигантского "растения" из бронзы и гранита собраны портреты сотен самых важных исторических личностей (от Адама, Евы и Будды до Юрия Гагарина). Ствол и крона, оплетенные лентами Мебиуса, создают мистические и религиозные символы, причем не только основных религий, но и верований самых незначительных островных племен. Внимательно разглядев скульптуру, можно будет понять всю ее символику, объясняет творец, но признается, что для него важнее, чтобы люди сумели почувствовать ее суть сердцем.
Эрнст задумывал это дерево в два раза выше, а еще хотел сделать копию. Одно дерево он хотел поставить в Москве, а другое - в Нью-Йорке. Но такой символический ход ему, как видно, не удался.

               
Дерво жизни collage.jpg

"Цветок лотоса" - это монумент советско-египетской дружбе. Он построен в 1971 году на Асуанской плотине, совместном проекте советских и египетских инженеров. Высота сооружения - 72 м.
Никогда раньше не слышала про эту грандиозную постройку. Не смогла она затмить пирамиды :)

               
цветок лотоса Collage.jpg


В общем и целом, я не особо прониклась своеобразным творчеством Эрнста Неизвестного, но преисполнилась уважением к скульптору. Он создал впечатление человека независимого, честного и несгибаемого, настоящего художника.


Это был Иринин вывод, но он совпал и с моим. Документальный фильм, который мы посмотрели в музее, мне очень понравился, там были архивные съемки Эрнста в его студии в Москве, были съемки со встречи с Хрущевым, и съемки 2009года - в студии в Нью-Йорке. Он до сих пор очень активный, все с тем же характером-стержнем. Это даже через экран чувствуется. Но вот с творчеством его мне сложно. Хоть я люблю сюрреализм в живописи, сюрреализм в скульптуре для меня непонятен, неуловим.
Tags: Екатеринбург, музеи
Subscribe

  • Морской бриз

    Будем считать, что это мой вид прокрастинации — заняться полезным есть чем (в том числе, обучение) а я разбираю старые…

  • (no subject)

    Пересматривала "Восток-Запад", финальные сцены сняты в Софии. Узнала знакомые места. Пересматривала "Турецкий Гамбит", самое начало снято в…

  • И снова Турунч

    Турунч - в 20 километрах от Мармариса небольшой поселок на 2000 жителей. Я каждый раз приезжаю туда, у меня до сих пор сохранились люди, кто меня там…

promo deniz_kizi april 15, 2016 11:58 22
Buy for 20 tokens
Вот и добрались до дегустации! Обещаю рассказать, как правильно пить портвейн :) Как я уже говорила, все винные погреба сейчас сосредоточены не в Порту, а в Вила-Нова-Ди-Гойа, на другом берегу реки Дору. Компаний, занимающихся изготовлением портвейна, здесь достаточно много, и практически…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Морской бриз

    Будем считать, что это мой вид прокрастинации — заняться полезным есть чем (в том числе, обучение) а я разбираю старые…

  • (no subject)

    Пересматривала "Восток-Запад", финальные сцены сняты в Софии. Узнала знакомые места. Пересматривала "Турецкий Гамбит", самое начало снято в…

  • И снова Турунч

    Турунч - в 20 километрах от Мармариса небольшой поселок на 2000 жителей. Я каждый раз приезжаю туда, у меня до сих пор сохранились люди, кто меня там…